Заключение экспертизы об отсутствии в ритмологии Е.Д. Марченко признаков религиозного учения, религиозной организации, секты

Источник: Религия и право (Правовой центр): Экспертные заключенияМезенцев Сергей Дмитриевич / доктор философских наук , профессор/ Экспертное заключение об отсутствии в ритмологии Е.Д. Марченко признаков религиозного учения, религиозной организации, религиозной литературы, секты

Ко мне, Мезенцеву Сергею Дмитриевичу, доктору философских наук, профессору философии, адвокатом Сычёвым С.А. были обращены следующие вопросы:

  1. Является ли представленная на исследование литература авторства Е.Д. Марченко религиозным учением? Если да, то каким?
  2. Содержит ли представленная на исследование литература систему религиозных убеждений и верований?
  3. Является ли представленная на исследование литература религиозной литературой?
  4. Содержит ли представленная на исследование литература какие-либо религиозные термины? Если да, то какие?
  5. Содержит ли представленная на исследование литература предписания или повеления совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, порядок их совершения? Если да, то каких?
  6. Содержит ли представленная на исследование литература предписания или повеления обучения концепции и понятиям ритмологии, содержащимся в исследуемой литературе? Если да, то в какой форме?
  7. Содержит ли представленная на исследование литература предписания или повеления воспитывать последователей ритмологии? Если да, то как?
  8. Можно ли характеризовать по принятой в религиоведческой науке типологии ритмологию как религиозную организацию/течение/направление? Если да, то как?
  9. Правомерно ли называть представленную на исследование литературу «сектантской», а Институт ритмологии Евдокии Марченко, являющийся частью Международного движения «Радастеи», – «сектой» или «тоталитарной сектой»?[2]

Поскольку ряд поставленных вопросов являются однотипными, я их объединил в четыре группы.

Первая группа вопросов:

  1. Является ли представленная на исследование литература религиозным учением? Если да, то каким?
  2. Содержит ли представленная на исследование литература систему религиозных убеждений и верований?

Вторая группа вопросов:

  1. Является ли представленная на исследование литература религиозной литературой?
  2. Содержит ли представленная на исследование литература какие-либо религиозные термины? Если да, то какие?

 Третья группа вопросов:

  1. Содержит ли представленная на исследование литература предписания или повеления совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, порядок их совершения? Если да, то каких?
  2. Содержит ли представленная на исследование литература предписания или повеления обучения концепции и понятиям ритмологии, содержащимся в исследуемой литературе? Если да, то в какой форме?
  3. Содержит ли представленная на исследование литература предписания или повеления воспитывать последователей ритмологии? Если да, то как?

 Четвертая группа вопросов:

  1. Можно ли характеризовать по принятой в религиоведческой науке типологии ритмологию как религиозную организацию/течение/направление? Если да, то как?
  2. Правомерно ли называть представленную на исследование литературу «сектантской», а Институт ритмологии Евдокии Марченко, являющийся частью Международного движения «Радастеи», – «сектой» или «тоталитарной сектой»?

При проведении религиоведческой экспертизы я руководствовался подходом к исследованию текстов идеологической направленности, сформулированным авторитетным ученым, доктором психологических наук Д.А.Леонтьевым (см. Сборник статей «Экспертиза в современном мире: От знания к деятельности» / Под ред. Г.В.Ивченко и Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2006). В статье «Слова, идеи, тексты как объекты экспертного анализа», опубликованной в этом сборнике, Д.А.Леонтьев пишет так: «Тексты идеологической направленности, к которым можно отнести философско-этические, политические и религиозные, характеризуются тем, что в них излагается система идей и ценностей достаточно общего характера, которые авторы текста считают единственно правильными и стремятся, чтобы их правоту признало как можно большее количество людей… Религиозные тексты отличаются весьма общим характером излагаемых принципов и закономерностей, аргументацией, опирающейся на веру, очевидность и непосредственный опыт, выведением большого количества практических правил и следствий для приверженцев учения и активным стремлением расширять число сторонников… (курсив мой. – М.С.) любые религиозные и политические тексты и отчасти философско-этические стремятся воздействовать на сознание широких масс людей с тем, чтобы увеличивать число сторонников соответствующей религии, идеологии или философии…».

Основными методами в ходе проведения экспертного исследования являлись анализ документов, литературы и видеоматериала и сравнительный метод. В качестве теоретической базы сравнения использовались, с одной стороны, Устав Института ритмологии Е.Д.Марченко, вышеуказанная литература и видеоматериал, а с другой – религиозная и религиоведческая литература:

  1. Основы религиоведения: учебник / Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др. Под ред. И.Н.Яблокова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2001;
  2. Основы научного атеизма: Учебник для средних специальных учебных заведений / Н.С.Гордиенко, Ю.И.Москалев, В.Н.Никитин и др. Под ред. Н.С.Гордиенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1989;
  3. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х тт. / Редколлегия: С.С.Аверинцев, А.Н.Мешков, Ю.Н.Попов. М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993-1995;
  4. Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л.Н.Митрохина и др. М.: Республика, 1994;
  5. Элиаде М., Кулиано И.Словарь религий, обрядов и верований. М.: Рудомино; СПб.: Университетская книга, 1997;
  6. Буддизм: словарь. М.: Республика, 1992;
  7. Энциклопедия мистических терминов / Составители: С.Васильев, Д.Гайдук, В.Нугатов. М.: Астрель, 2001;
  8. Индуизм, джайнизм, сикхизм: Словарь. М.: Республика, 1996;
  9. Гусева Н.Р.Индуизм: история формирования, культовая практика. М.: Наука, 1977;
  10. Чанышев А.Н.История философии Древнего мира: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2005;
  11. Чаттерджи С., Датта Д.Древняя индийская философия / Пер. под ред. В.И.Кальянова. М.: Изд-во иностранной литературы, 1954.

По первой группе вопросов, скрупулезно изучив предоставленные мне материалы,  я пришел к следующим ответам:

Вопрос 1: «Является  ли представленная на исследование литература религиозным учением? Если да, то каким?»

Ответ: Представленная на исследование литература не является религиозным учением.

 Вопрос 2: «Содержит ли представленная на исследование литература систему религиозных убеждений и верований?»

Ответ: Представленная на исследование литература не содержит систему религиозных убеждений и верований.

Приведу сначала определения религии, ее сущностные характеристики и структурные элементы, которые используются в религиоведческой литературе.

Определения религии: «Религия есть вера в сверхъестественное»[3]; «Религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства»[4].

Сущностные характеристики религии: 1) Проявление сущности общества. «В религии обнаруживается сущность определенного типа общественных систем, она выражает внутренние, глубинные, скрытые от непосредственного наблюдения уровни общественной реальности». 2) Необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности. «Религия – не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами… Она необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами». 3) Способ выражения и преодоления человеческого самоотчуждения. «Отчуждение – это превращение человеческой деятельности и ее продуктов, отношений и институтов в силы, господствующие силы… Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению отношений отчуждения. Воспроизводя их, она в то же время выступает в качестве способа их преодоления. Потребность в освобождении от власти чуждых сил ищет удовлетворения в идеях и ритуалах очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отчуждения от Бога, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает последствия действительного отчуждения посредством перераспределения общественного продукта в пользу наименее защищенных слоев общества, благотворительности и милосердия, объединения разобщенных индивидов в общине, развития межличностного общения в религиозной группе и т.д.». 4) Отражение действительности. «Религия запечатлевает и воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека. Если религия есть отражение, если в ней происходит отражение действительности, то она содержит соответствующую информацию об отражаемом. Получая информацию извне, она активно ее перерабатывает и пользуется ею для самоорганизации ориентации в мире». 5) Общественная подсистема. «По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каждая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование, в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, складывается структура». 6) Феномен культуры. «Религия представляет собой одну из областей духовной культуры». Культура – это «совокупность приемов осуществления разнопланового бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и представлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями».[5]

Структурные элементы религии: 1. Религиозное сознание. «Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков). Названные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искусства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия и теории создаются в естествознании и т.д… Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера… Религиозная вера – это вера: а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом процесса гипостазирования; б) в возможность общения с указанными существами, воздействуя на них, и получения от них помощи; в) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к ним; г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.; д) в религиозные авторитеты – «отцов», «учителей», «святых», «пророков», «харизматиков», «бодхисаттв», «архатов», церковных иерархов, служителей культа». 2. Религиозная деятельность. «Существуют два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность образуют разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений и т.д. Разновидностями практической внекультовой деятельности являются производство средств  религиозного культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях, управленческая деятельность в религиозных организациях и институтах, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах… Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание  определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Религиозное сознание предстает в культе прежде всего в виде культового текста, к которому относятся тексты Священного Писания, Священного Предания, молитв, псалмов, песнопений и др.».  3. Религиозные отношения. «Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной деятельности… Имеются различные способы фиксации и опосредования религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: а) предметы неживой и живой природы – храм, икона, крест, распятие, ступа, «черный камень», корова, крокодил, голубь и т.д., — и тогда религиозные отношения принимают предметную, вещную форму; б) индивид или группа лиц – служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель «дара» и др.; в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации взаимных связей верующих; в) образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммеда, святых и т.д.; это идеализированная, образная форма опосредования; г) язык – отдельные слова и целые предложения, содержащие наставления о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений называется языковым». 4. Религиозные организации. «В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций выступают институты и организации… Складываются учреждения и в религии – внекультовые и культовые. К внекультовым относятся звенья управления внекультовой деятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы образования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведений и пр.), а среди культовых – причт, клир, диаконат, епископат… Набор организационных элементов, их взаимосвязи, распределение позиций и ролей, управленческие и исполнительные органы, механизмы контроля различны в различных религиях, конфессиях, в объединениях разных типов… Церковь представляет собой сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией… Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям… Деноминация может развиваться из других типов объединений или складываться с самого начала в качестве таковой»[6].

 В отличие от религии, в  представленной на исследование литературе речь идет о таких основополагающих (системообразующих) понятиях (категориях) учения Е.Д.Марченко, как время, пространство, ритм, ритмика, ритмология, ритмический рисунок, ритмологический рисунок, Радастея[7]:

Время – это энергия событий.

При введении времени в событие оно расцветает, становится видимым и слышимым, при выведении же времени из события оно затухает и растворяется. Время может быть представлено в виде некой постоянно движущейся субстанции, обладателем и фиксатором которой может быть только человек как носитель разума. Причем живущее внутри мозга человека (а само понятие «человек» тесно связано с понятием мозговой деятельности, мыслительного процесса) время воспринимается не просто как календарь – линейная категория, описываемая через пространственные величины: прошлое, настоящее, будущее. Во времени все одномоментно и подчинено причинно-следственным законам.

Время в ритмологии, как уже было сказано, делится на абсолютное, относительное, календарное. Также по своей специфике время делится на галактическое, звездное, солнечное, планетарное, лунное. Количественные характеристики зависят от расстояния до небесного объекта, измеренного в световых годах.

Различаются три основных источника получения времени человеком:

  1. Время, выделенное каждому для его жизни. Это время человек сам привносит своим рождением, поскольку соткан из него, являясь сгустком времени. В процессе роста и взросления существа это время обменивается на пространство в виде еды, одежды, предметов, движимого и недвижимого имущества – всего, что призвано обеспечить комфортное существование на этой планете. Время – своеобразная плата за пребывание человека на Земле.
  2. Время, получаемое от других людей в процессе общения и взаимодействия с ними. Время хранится в словах точной, красивой, изысканной речи.
  3. Время, называемое «ритмовременем», которое человеческий мозг может получить в результате работы с ритмами и языками РАДАСТЕИ.

Цитаты о времени из книг Е.Д.Марченко: «Время – есть энергия событий (Выход за магический кристалл. С. 45); постоянно движущееся (Пожелай ритмического рисунка. С. 301); время есть основная формула жизни (Откровенное знакомство». Т. 4. С. 17); время можно представить некой постоянно движущейся субстанцией, обладателем и фиксатором которой может быть только человек как носитель разума. Причем живущее внутри мозга человека (а само понятие «человек» тесно связано с понятием мозговой деятельности, мыслительного процесса) время воспринимается не просто как календарь – линейная категория, описываемая через пространственные величины: прошлое, настоящее, будущее. Во времени все одномоментно и подчинено причинно-следственным законам (Сам творю: Ритмология для каждого. С. 184-185);  «Самое ценное для жизни человека на Земле есть время. Самое невидимое, неслышимое, неосязаемое есть время. Самое необходимое для счастья ощущение есть время. Самое немыслимое, неизученное, неиспользованное есть время. Время требует продуманности и бережности по отношению к себе. Время имеет свой естественный ход от причины к следствию, от прошлого к будущему» (Откровенное знакомство. Ч. 2. С. 145); «Время, выигранное лучом у прошлого за счет фиксации объекта в настоящем его положении, упаковывается в гранулу – капсулу» (Откровенное знакомство. Ч. 2. С. 146).

Пространство – это информация событий.

Пространство – это нечто объемное и стабильное, образующее через энергию миры и вселенные.  Пространство как организатор материи заказывает какой-либо мир, например, звезду типа Солнце. Задействуя энергию, пространство творит эту звезду, а затем из всего, что осталось от этого творения, по остаточному энергопринципу, создаются планеты. Так через энергию пространство творит мир, и мир сотворенный мы видим, прежде всего, в виде определенной планеты. На последнем этапе происходит образование тел – самых близких к нам пространственных уплотнений, с которыми мы привыкли вступать во взаимодействие. В окружающем нас мире пространство отображается предметами, едой, одеждой, и окружено деньгами как элементом оплаты за возможность пользоваться на этой планете «уплотненной» материей.

Цитаты о пространстве из книг Е.Д.Марченко: «Пространство – есть информация событий (Выход за магический кристалл. С. 45);  постоянно стоящее (Пожелай ритмического рисунка. С. 301); пространство – это нечто объемное и стабильное, образующее через энергию миры и вселенные (и не только те, которые вы можете наблюдать своими глазами), их бесконечное множество… Пространство как организатор материи заказывает какой-либо мир, например, звезду типа Солнце. Задействуя энергию, пространство творит эту звезду, а затем из всего, что осталось от этого творения, по остаточному энергопринципу, создаются планеты (Сам творю: Ритмология для каждого. С. 177-178).

Ритм – «импульс, пришедший из времени, преобразующий пространство» (Милость страды. С. 3).

Ритм представлен как особая жанровая форма, за счет определенным образом структурированного текста создающая заданные вибрации и содержащая время как субстанцию, способную не только организовать окружающее пространство, но и отрегулировать человеческие связи. Ритм похож на стихи, поэмы, поэтическое произведение.

Цитаты о ритме из книг Е.Д.Марченко: «Субстанция, вынимающая из трещин или снимающая с вершин (Прощание с Владыкой кармы. С. 249); особая жанровая форма, за счет определенным образом организованной структуры текста создающая заданные вибрации и содержащая время как субстанцию, способную организовать не только окружающее пространство, но и регулировать человеческие связи (Обо мне заботятся: Ритмология для каждого. С. 7); время, оформленное в оболочку пространства, знаний, памяти, энергии, информации, т.е. в оболочку всех своих соседей.  (Ритмология: неделя за неделей. С.3).

Ритмика –  «это проведение Ритма до какой-то точки в пространстве» (Нулевой Репортаж. С. 49).

Ритмика, состоящая из основных субстанций из книг «Откровенное», «Прикосновенное», «Сокровенное» (Танки, Янтры, Хладастеи, Манны, Мандалы и т.д.),  выбирает тщательно ритм, содержащий время, проводит время в виде ритма через субстанции и закрепляет в той части пространства, в которой оно дает максимально яркую картину для ритмологического сбора. Ритмика – процесс, технология последовательного прочтения субстанций, ритмов, ритмологических текстов. Ритмика напоминает математические схемы, формулы.

Цитаты о ритмике из книг Е.Д.Марченко: «Путь к возврату и выход к собратьям по разуму, выход на другие планеты и в другие миры (Освойте ритмологию. Т. 2. С. 120); РИТМИКА – проход между Землей и человечеством (Освойте ритмологию. Т.1. С.68); ритмика – это то, что моментально вас выводит из любой ситуации и тут же помещает наверх Прозрачных крыльев: на дар и на способности (Пожелай ритмического рисунка. С. 44); ритмика – она уже не из этого мира. Ритмика вас удаляет отсюда…После ритмики состояние у вас необычное.  Оно совершенно непохоже на земночеловеческое состояние – совсем иное.  Вы чувствуете огромное количество сил, но это силы совершенно другого порядка и качества, других параметров. Происходит огромное высвобождение времени и из этого времени вы уже начинаете что-то делать» (Пожелай ритмического рисунка. С. 361); что такое ритмика? Это проведение ритма по пути существа, по пути его энергии… (Ритмомеры. Часть 1. С.15).

Ритмология  –  наука о времени, позволяющая через знаковую систему (систему подсказок) выйти на ритм и объясняющая логику его работы.

Ритмология дает возможность увидеть нить времени, скрепившую все события и судьбы, предметы и образы людей, освоить знаковую систему и самому понимать происходящее еще до того, как произошло,  и за счет этих подсветок регулировать, корректировать события в пространстве и судьбы во времени. Одна из ее основных  задач – «чтобы вы познали самого себя и собрали из всей мозаичной структуры мира, наблюдали знаки и к этому миру относились разумно, не вкручиваясь в события» (Бестселлер. С. 3). Ритмология походит на философские трактаты, прозу.

Цитаты о ритмологии из книг Е.Д.Марченко:  «Наука, позволяющая через знаковую систему (систему подсказок) выйти на ритм и объясняющая логику его работы» (Обо мне заботятся: Ритмология для каждого. С. 7); «ритмология учит узнавать долги, сортировать их на свои-чужие и платить за себя, сообщает человеку его постоянные, ставит цель, до которой нужно дойти и какие константы приобрести» (Милость страды. С. 3-4).  (Долг, согласно ритмологии, может быть в энергии, информации, в пространстве, во времени; накапливается вследствие отклонения человека от своего Ритма в процессе жизненного пути).

           Прежде чем дать определения Ритмическому рисунку и Ритмологическому рисунку, целесообразно обозначить понятия календарного времени – относительного времени и абсолютного времени, принятых в ритмологии: «Есть календарное время, состыкованное с природными небесными явлениями, фиксируемыми глазами. Есть относительное время – внутреннее, субъективное, сугубо индивидуальное из-за психических особенностей человека… Есть абсолютное время, объединяющее субъективную внутреннюю и объективную наружную мерности» (Откровенное знакомство. Часть 3. С. 65-66).

Ритмический рисунок  —  нить во времени; нить из относительного времени.

Ритмический рисунок определяет возможность связи пространства и времени. «Отношение к окружающему на Вы. Без него нет формирования и осознания себя.  Идет  полное урегулирование Я как существа вечного и бесконечного. Ритмический рисунок – План озарения человеческого существа за его труд по освоению мира и себя, способный вернуться и самостоятельно исправить все допущенные ошибки» (Милость страды. С.5). Ритмический рисунок состоит из ритмов, подобранных определенным образом (по слову-организатору, либо по смыслу) в книгах, идущим по схеме расположения снизу вверх, то есть в направлении от мира к свету и лучу.

Цитаты о ритмическом рисунке из книг Е.Д.Марченко: «Ритмический рисунок – животворящая субстанция, сбирающая все живое со струн, Земли и человека (Прощание с Владыкой кармы. С. 249);  РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК – последняя стрелочка, после открепления которой вы взлетаете: вы в постоянном полёте (Пожелай ритмического рисунка. С. 200); Стрелочка РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК создается, когда вы берете Манну, Мандалу, Матрицу: тогда у вас будет носитель РИТМИЧЕСКОГО РИСУНКА (Пожелай ритмического рисунка. С299-300); Ритмический рисунок с вами будет работать всегда (он не ставит оценок и не принимает зачетов, он пытается вам помочь всеми силами скорректировать, скоординировать ваше положение на Земле и в человечестве – он о вас заботится , его можно сравнить с родителями, с отцом и матерью, которые растят свое чадо всеми силами)… Именно Ритмический рисунок – тот «привратник», та дверь, которая или откроется, или не откроется. Если откроется – честь вам и хвала, значит, вы достаточно грамотно над собой работали – и в человечестве, и по Земле прошли, закончили свою программу… Ритмический рисунок приходит с главной горизонтали – от Сокровенного имени… Если вы кому-то желаете, чтобы он не оставил за собой следов и его миновали удары судьбы и скорбь кармы, если вы ему желаете полной благодати в мирах Земли и человечества, вы ему скажете: Ритмического рисунка!»… Ритмический рисунок идет из мира… Когда вы прощаетесь, логичнее пожелать Ритмического рисунка… Если вам сделали что-то приятное в мире (допустим, вкусно накормили, подарили красивую одежду, еще что-то) и вы хотите поблагодарить, как вы будете благодарить? Ритмического рисунка будете желать в знак благодарности… (Освойте ритмологию. Т. 2. С. 303-305).

Ритмологический рисунок – нить во времени; нить из абсолютного времени.

Ритмологический рисунок определяет возможность связи памяти и знания.  «Нить во времени из абсолютного времени. Сбирается всё, что удалось перевести из памяти в знания. Знания являются полными и абсолютными. Всё зафиксировано, давая возможность выброса иглами псевдосферы, не нарушает целостность картины взаимодействия с миром для прикосновения к Пламенным или Вестникам. План выхода из световой Вселенной создается у человека, способного без ошибок прикасаться к миру и к себе. Введение в себя из ВЫ только то, что тебе принадлежит. Убирая себя  из памяти других, из памяти предметов и строений. Каждый раз твое прикосновение к миру как явление. Встреча с миром и собой необходимым сейчас без вмятин в памяти. План из световодов» (Милость страды. С. 6) Ритмологический рисунок состоит из ритмов, подобранных определенным образом в книгах, идущим по схеме расположения сверху вниз, то есть в направлении от луча к свету и миру.

Цитаты о ритмологическом рисунке из книг Е.Д.Марченко: «Ритмологический рисунок – взятые вместе Матрица, Манна и Мандала РАДАСТЕИ (Пожелай ритмического рисунка. С. 300); Ритмологический рисунок на миры не обращает никакого внимания (Пожелай ритмического рисунка. С. 272); Ритмологический рисунок выводит и забирает готовых, тех, кто способен по своему свечению и параметрам своего сияния войти в Корабль РАДАСТЕИ, напрямую соприкоснуться со светом, работать в разных пространствах и в разных временах. Тех, кто смог преодолеть притяжение человечества и отторжение Земли, Ритмологический рисунок забирает и ведет дальше… Ритмологический рисунок не напоминает ничем Ритмический. Его задача – выбрать лучших, и, если хоть где-то есть ущербность, идет запрет на выбор этого «самого лучшего». Ответственность перед Ритмологическим рисунком достаточно высока. Но если он к вам прикоснулся, далее вы вводитесь в Корабль РАДАСТЕИ… Ритмологический рисунок призван отмечать избранных… Ритмологический рисунок приходит из Радастейных врат… Ритмологический [рисунок] выходит из Корабля РАДАСТЕИ и доходит до главной горизонтали. И когда вы здороваетесь друг с другом, логичнее сказать: «Ритмологического рисунка!» Это означает: я тебя приветствую в Штурвальном мире, и мы вместе пойдем сейчас в Корабль РАДАСТЕИ… Если вас проконсультировали и вам стало что-то понятно, то вы прощаетесь и благодарите: «Ритмологического рисунка!»… РИТМОЛОГИЧЕСКИЙ РИСУНОК у нас образуется прикосновением Плана РАДАСТЕИ к Вселенскому Плату… Ритмический рисунок подойдет к вашему плану мирскому, а Ритмологический – к Радастейному. Так два рисунка подойдут. И наконец, наступит самый важный момент в вашей жизни – когда они совместятся. Момент встречи Ритмического и Ритмологического рисунков означает, что все состоялось и вы с полным правом можете произносить: «Я РАДАСТЕЯ, ты РАДАСТЕЯ, мы РАДАСТЕЯ, вы РАДАСТЕЯ» (Освойте ритмологию». Т. 2. с. 303-307).

 Радастея – это явление (состояние, место), где человек развивается, становится «живым ритмом», приобретает состояние творения Радости. Радастея – это то, что оформляет луч.

Цитаты о Радастеи из книг Е.Д.Марченко: «РАДАСТЕЯ,  РАДА-СТЕЯ – творящая законы радости. Мы на самом деле научились творить радость и для окружающих людей и для самих себя» (Введение в педагогику Радастеи. С. 126); «Что хочет РАДАСТЕЯ  в этом мире? Прежде всего – гармонии, радости, красоты, мудрости, полное отсутствие проблем и постоянная эволюция каждого» (Чудеса часов.  С. 43); РАДАСТЕЯ – мой литературный псевдоним, – пишет Е.Д.Марченко. – Под этим именем я опубликовала всё, что желаю сделать достоянием общества, подарить человечеству» (Откровенное знакомство. Ч. 3. С. 286); «Что та­кое РАДАСТЕЯ? Путь в РАДАСТЕЮ — это путь между двумя Ритмами: мозга и сердца. Цель РАДАСТЕИ – сделать вас Живым Ритмом. Ваша цель – найти свой Ритм среди всего обилия ритмов» (Освойте ритмологию. С. 307); «Радастея дает возможность доучить уроки земли и человечества через нулевую экспедицию: равенство – равновеликость» (Репортаж из корабля Радастеи. Книга 1. С. 232); «Радастея дает Основной Луч, Предрадастея – дополнительный» (Репортаж из корабля Радастеи. Книга 2. С. 206); «Радастея оформляет луч, направляет свет, управляет мирами через Радастовую, Преварительную, Промежуточные, Орловую, Ореховые стланицы соответственно» (Репортаж из корабля Радастеи. Книга 2. С. 214).

Содержание выше перечисленных категорий показывает, что они не имеют никакого отношения к религии. Сущностные характеристики религии данному учению также не присущи. Структурные элементы религии отсутствуют: религиозное сознание, главным признаком которого является религиозная вера, учению Е.Д.Марченко не свойственно (в нем говорится о человеческом сознании); религиозная деятельность, в основе которой лежит культ, этим учением не разделяется (речь в нем идет прежде всего о деятельности человеческого Я); религиозные отношения, строящиеся на отношениях между верующими, между человеком и Богом (или Его образом), во главу угла не ставятся (рассматриваются в числе других взаимоотношений).

Наряду с основополагающими и системобразующими понятиями (время,  пространство ритм, ритмика, ритмология, ритмический рисунок, ритмологический рисунок, Радастея) в учении Е.Д.Марченко употребляется множество других нерелигиозных терминов, общеупотребительное значение которых часто утрачивается. К ним относятся, в частности,  штурвал и луч. Особый колорит учению придают новые термины, причем весьма специфические: Страдастея, Хладастея (Шоль, Толь, Моль, Уоль, Коль, Роль, Воль, Аоль, Лоль и др.), Штурвал времени, Люблинка, Марлинка, Маряни, Стланица.  Приведу значения лишь некоторых из них: СМ. ТАБЛИЦУ: РИТМОЛОГИЯ Е.Д. МАРЧЕНКО — ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОВ

Однако некоторые эксперты (в частности заведующий кафедрой так называемого «сектоведения» Православного Свято-Тихоновского богословского института профессор А.Л.Дворкин) именуют Международную общественную организацию «Радастея» «тоталитарной сектой», хотя слова «секта», «сектанство» и «тоталитарная секта» не являются научными терминами, не  имеют четкого научного определения и научного смысла. Не случайно они отсутствуют, в частности, в словаре «Христианство», изданном под общей редакцией известного религиоведа Л.Н.Митрохина. Более того, «сектоведение» отсутствует в списке научных специальностей Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации.

В процессе развития учения нетрудно заметить отход Е.Д.Марченко от религиозной терминологии, которая постепенно утрачивает свою значимость, уступая новым терминам и, главное, новому методу – переизлучению (по типам ритмов, написанных в виде четверостиший). Согласно этому методу, посредством чтения ритмов можно управлять своей жизнью, влиять на события, программировать любую ситуацию, уходить от кармы, изменять свою судьбу, самим себя исцелять, решать вообще все проблемы для получения земных благ, для восхождения человека по иерархической лестнице, описываемой в ритмологии. Основное «благо», предлагаемое ритмологией и обеспечиваемое методом 7Р0, – это развитый, открытый мозг, использование скрытых резервов человека (от 3-5 % используемого потенциала мозга до 10% и выше).

С помощью ритмов, изменяющих ситуацию в желательную сторону при правильном выполнении алгоритма чтения (правильном выборе последовательности читаемых текстов, прежде всего, ритмов), можно привнести в мозг новую субстанцию – время. За счет влияния времени на мозг происходит его развитие, раскрытие. Вследствие воздействия времени на мозг (через ритм)  человек получает большие возможности в собственной реализации, например, можно воздействовать на предметно-событийный мир, можно избавиться от всех проблем, если вещь или событие переизлучить на радастейном языке (языки называются Автором ритмологии «языками Вселенной»). В целом, любую информацию, согласно ритмологии, возможно  анализировать как знаки[9], которые подсказывают о событиях, формирующихся в данный момент, и если событие нежелательное, то есть возможность произвести ритмологическую коррекцию, например, прочитать ритмологический текст, сделать ритмику,  переизлучить это событие или прочитать ритмы с соответствующими ключевыми словами.  Для переизлучения ритмологи используют различные языки: Алфавит, Омегавит, Радавит, Хладавит и другие (в зависимости от задач, например, материализации или дематериализации). Кроме того,  анализируя знаки, утверждается, что можно влиять не только на формирующиеся события, но и на происходящие процессы (причины) и на их следствия.

В вопросе переизлучения ритмологи придерживаются следующих правил:  объект должен быть природным (любая коррекция его состояния проводится на языке Алфавит); субъект должен обладать именем собственным (любая коррекция его состояния проводится на языке Омегавит). Примеры:  1) Работающий па компьютере заказал профессиональ­ную мышь, переизлучив па Алфавит. К нему прибежала полевая мышь. После переизлучепия на Омегавит ему принесли заказан­ное. 2) Женщина решила выйти замуж. Слово «муж» переизлучается на Омегавит. Формируется черный квадрат, в котором появляются, как в кадре фильма, возможные претенденты-мужчины. Женщина переизлучает: муж Иван Иванович Иванов. В квадрате мелькают мужчины с данными именами. 3) Переизлучить собственное имя – это значит прочитать Хладастеи в соответствии с буквами своего имени (например, переизлучение имени  Сергей осуществляется чтением Хладастей в следующем порядке: Хладастея Соль, Хладастея Еоль, Хладастея Роль, Хладастея Голь, Хладастея Еоль, Хладастея Йоль).

В книге «Апофеоз» о переизлучении на Алфавит и Омегавит написано так: «Природа конкретна. Взаимодействие прямое. Социум абстрактен. Взаимодействие обратное. Алфавит притягивает конкретно сформулированное. Омегавит раздвигает, освобождая место для события. Переизлучённое на Алфавит выполняется дословно. Переизлучённое на Омегавит убирает факторы, мешающие данному событию состояться… Переизлучив на Алфавит, мы получаем мужа. Переизлучив на Омегавит, мы готовим себя и окружающих к данному событию. Проверяем все за и против. Нам нужно освободить место под связь. За конкретным мужем стоят его конкретные привычки родственники, наклонности, симпатии, его прошлые любовные связи, работоспособность, требования к женщине и т.п. На конкретной Ленте Жизни нужно расчистить место под надёжную связь. У заказавшей мужа женщины проверяется желание иметь мужа на осмысленность: чем она желает пожертвовать, приобретая заказанное. В любом случае муж потребует её внимания, а значит и времени. В социуме главное — время. Омегавит сбрасывает по принципу экономии времени, Алфавит по принципу эконо­мии пространства… Выводы: Алфавит — язык природы, Омегавит — язык человека. Алфавит выстраивает взаимодействия по законам энергии. Принцип безъядерной энергии. Исполнение любого желания не вызывает вспышки агрессии, не разрушает законы природы. Сильные, энергичные, эмо­ционально яркие, тонко чувствующие натуры встраиваются в природу на достойное их иерархическое кольцо. Омегавит выстраивает взаимодействия по законам информации. Принцип бесконфликтной информации. Исполнение любого желания предполагает его полное осмысление, проговор на вербальном уровне и удаление помех. Сохраняя лучшее в сфере общения и полезности людей друг другу, вводятся новые понятия новые структуры, новые поведенческие формы вместо отслуживших, отживших свой срок»[10].

Кроме человека на предметно-событийный мир оказывает воздействие и программирует любые ситуации также Нечто, находящееся в непроявленной области мира. В качестве подтверждения сказанного процитирую фрагмент из книги «Обо мне заботятся»: «Мы предлагаем вам задуматься над устройством этого мира и не просто сказать себе, что все вокруг не зря, но и осознать, что о вас заботятся: планируют вашу жизнь, ведут по ней, поставляя необходимые события и встречи. И как только вы себе проговорили, что есть некий Высший (и не важно, кто он, этот некий Высший, как его назвать: может быть, разум, может быть, Бог, может быть, начальник, но этот Высший есть), вы сразу начинаете «взбираться» к нему. С этого и начинается эволюция. Человеку открываются совсем другие краски, совсем иные миры и открывается совсем иная жизнь. Наша задача – расширить границы вашего восприятия мира, помочь вам выйти за пределы возможной степени фиксации. И тогда вы увидите (поймёте), что есть нечто, что было ранее вам недоступно, но что управляет вашей жизнью…   Даже если кто-то не фиксирует это влияние или отвергает его как факт, всё равно это непроявленное влияет на нашу жизнь. Например, уже признали влияние звёзд, других планет, есть программы работы с группами крови, по которым классифицируют характеры, формируют диеты и т.д. А есть нечто, что пока за гранью понимания – законы этой Земли и этого человечества, например, законы фотографии и шахматной доски, законы судьбы и кармы. Знать эти законы – значит уметь ими пользоваться, а следовательно – самому управлять собственной жизнью сообразно общим законам Вселенной… Вы начинаете подчиняться совершенно другому ходу времени. Вы начинаете жить по другим законам. Теперь не жизнь диктует вам правила поведения и расправляется с вами, если вы отклоняетесь от намеченной ею программы, а вы сотрудничаете с этой жизнью, привлекая на свою сторону; не судьба с кармой начинают из вас вить верёвки, а вы начинаете использовать законы судьбы и кармы, сделав их своими союзниками»[11].

В этой жизни все зависит от самого человека. Ему необходимо думать, размышлять, читать или петь ритмы, заучивать и повторять их периодически в течение суток, в частности, «На сон грядущий» и «Утро Радастеи», и тогда у него появятся дополнительные возможности реализации  желаемого. Чтение ритмов – этот один из способов развития мозга. Согласно ритмологии, необходимо также: 1) наблюдать, формировать в себе наблюдателя, тренировать внимательность; 2) анализировать, сопоставлять, думать; 3) изучать себя, свои реакции на разные раздражители и пр. Наиболее часто употребляемые субстанции: танки (например, «Танка Майтрейи»), янтры (например, «Янтра Сохранения») и другие желательно заучивать наизусть (основные субстанции изложены в книгах «Пульс» и «Пульт»). В представленной для исследования литературе встречаются ритмы, которые противоречат по своему содержанию христианскому учению (например, те, в которых упоминаются Будда, карма, реиркарнация, и пр.). Если  последователь ритмологии является верующим человеком (например, верующим в Иисуса Христа), то читать или не читать эти ритмы – он выбирает  по своему усмотрению. Так же нет запрета на использование последователями ритмологии христианских молитв.

То, что Е.Д.Марченко создала свое учение, наглядным образом проявляется также в сформулированной ею иерархической лестнице горизонтальных и вертикальных колец. «Горизонтальные и вертикальные кольца, – пишет она, – созда­ны, чтобы удерживать до поры пространство и вре­мя, которые были потеряны человеком при приходе на эту Землю. Они проявляются, чтобы вам помогать. Воспри­нимайте их как своих защитников, как ракушку для раковины, где лежит жемчужина, то есть эти коль­ца несут сохранную функцию. Пока идёт ваше оформление, они хранят подсказки для вас»[12].

Горизонтальные кольца (их семь) располагаются над нашей планетой, а вертикальные (их четыре) – над человечеством:

МАТЕРИЯ                          РАЗУМ

 

ЛУЧ                                 ПАМЯТЬ                            ЗНАНИЕ

 

СВЕТ                               ПРОСТРАНСТВО             ВРЕМЯ

 

МИР                                 ЭНЕРГИЯ                          ИНФОРМАЦИЯ

 

Из этой схемы видно, что не имеется ни одного религиозного термина, который являлся бы основополагающим в ритмологии. В настоящее время главными проблемами в ритмологии являются изучение развития мозга человека, влияние на него времени.

Выводы: ритмология, которая претерпела значительные изменения в ходе своей эволюции, не представляет собой религиозное учение, не содержит систему религиозных убеждений и верований.

 По второй группе вопросов, также скрупулезно изучив предоставленные мне материалы,  я пришел к следующим ответам:

Вопрос 4:  «Является ли представленная на исследование литература религиозной литературой»?

Ответ: Представленная на исследование литература не является религиозной литературой. Она содержит лишь ряд  отдельных фрагментов, посвященных религиозной тематике.

 Вопрос 5: Содержит ли представленная на исследование литература какие-либо религиозные термины? Если да, то какие?

Ответ: Представленная на исследование литература содержит ряд религиозных терминов (Бог, Творец, Высший Разум, религия, магия, душа, дух и др.). При этом в ритмологии они, как правило, трансформируются (подгоняются, приспосабливаются под это учение): либо, становясь второстепенными, играют вспомогательную роль, либо, приобретая новое значение, утрачивают полностью или частично  религиозный смысл.  

Дело в том, что религиозная литература (и ее различные жанры) – «это система основных письменных форм религиозной коммуникации, проявляющаяся в истории отдельных традиций в типологически сходных жанровых системах. Типологическое сходство жанрового состава разных религиозных традиций обусловлено общностью коммуникативных стратегий, характерных для истории религий. Это стратегии развертывания Учения: его экспансия в новые города и селения, в различные социальные слои и половозрастные группы людей; это содержательное развитие Учения вширь и вглубь и вместе с тем его внутреннее структурирование. В первоначально нерасчлененном, аморфно-гибком, почти как бы однородном смысловом пространстве Учения его приверженцы начинают различать определенную иерархию смыслов. Складываются представления о разной значимости, разных функциях отдельных слагаемых Учения (и соответствующих текстов). Какие-то компоненты или элементы Учения начинают осознаваться в качестве «ядерных» или стержневых, опорных и не допускающих ни малейших изменений, в то время как другие слагаемые осознаются как периферийные, менее значимые, допускающие варьирование и т.п.

В культурах, сформированных разными религиями Писания, в истории жанров конфессиональной литературы наблюдаются определенные общие закономерности. Это сходство имеет типологическую природу. Оно проявляется в составе жанров и в относительной хронологии сложения отдельных жанров в своей религиозной традиции. Основные направления, по которым шло жанровое развитие конфессиональной литературы, таковы:

  1. Запись Учения (Откровение), первоначально распространявшегося устно; в результате создается Священное Писание. Это тот духовный сдвиг, который со временем вызовет громадные последствия для всей коммуникативной организации религии и культуры народа.
  2. Сложение религиозного канона; в итоге складывается оппозиция канонических книг и произведений, по хронологии, жанрам и темам примыкающих к канону, но не включенных в него (Апокрифы, Отреченные книги).
  3. Сложение второго по значимости (после Священного Писания) корпуса высокоавторитетных текстов, которые восполняют содержательные лакуны Писания и дают к нему развернутый комментарий. Этим произведениям, как и Писанию, приписывается священный характер. Если обобщенно использовать христианские термины, то этот второй по значимости корпус сакральных текстов можно назвать Священное Предание; в христианстве Священное Предание это сочинения Отцов Церкви; в иудаизме   Талмуд; в исламе  Сунна и хадисы.
  4. Развитие теологии, или богословия (теоретического учения о Боге, Откровении, взаимоотношениях Бога и людей и др.). Начало теологии закладывается в Священном Писании; основополагающие принципы обычно формулируются в Священном Предании; теология развивает, систематизирует и догматизирует учение, содержащееся в Писании и Предании. В отличие от Предания, которое мыслится завершенным, теология продолжает развиваться и в последующей истории религии, после окончания «святоотеческого» периода в ее истории.
  5. На основе догматического богословия церковная иерархия вырабатывает краткое изложение вероучения Символ веры и Катехизис. Это самые ответственные и репрезентативные жанры сложившейся конфессии. Вместе с 2-3 главными молитвами Символ веры и Катехизис содержат тот вероучительный минимум, который известен самым широким кругам верующих.
  6. Особую жанровую подсистему образуют тексты, используемые в богослужении (в храме, в культовых отправлениях вне храма, в молитве верующего). Это различные богослужебные книги и сборники молитв (МолитваЭкзорцизм).
  7. С мистическим началом, которое в той или иной мере живет в самых разных религиях, связан особый, самый прихотливый и поэтический пласт религиозной литературы, иногда также и устного словесного творчества мистико-эзотерические сочинения (КаббалаАпокалипсисСуфизм).
  8. Проповедь изначально присутствует в религиозной коммуникации, предшествуя письменной фиксации Учения. Приобщение людей к Откровению Бога, посланному людям через пророка, начинается именно с проповеди. Если Откровение это информационный «первотолчок» религии, то проповедь это начало жизни учения среди людей (в их сознании и религиозной коммуникации). В разных конфессиях судьбы проповеди различны, что связано с особенностями в истории содержательной и жанровой коммуникации в той или иной конфессии (ПроповедьГомилетика).
  9. Все религии Писания приходят к необходимости того или иного толкования и комментирования своих важнейших текстов в силу присущего религиям Писания повышенного внимания к слову и стремления удержать его первоначальный смысл. Элементы комментирования иногда возникали уже в Писании (например, в Новом Заветев тех случаях, когда речь повествователя или персонажа содержит глухую ссылку на Ветхий Заветевангелист раскрывает ссылку, при этом на полях книги со временем стали сокращенно указывать то место в Библии, к которому отсылает данный стих). Потребности в комментариях к Писанию со временем формируют специальные комментаторские книги и жанры: Мишна в иудаизме (первоначальное устное толкование Торы); Толковые Евангелия, Толковые Псалтыри, Толковая Библия, жанр толкований на отдельные произведения или библейские стихи в православии и др.
  10. В иудаизме и исламе уже в Писании сформулирован ряд фундаментальных правовых норм. В дальнейшем, по мере роста юридических потребностей социумов, эта изначальная связь вероучения и права станет основой для формирования специальной церковно-светской юрисдикции и соответствующих конфессиональных жанров и текстов. Таковы Номоканон Константинопольского Патриарха Фотия (9 в.) и его старославянский перевод Кирилла и Мефодия(863); Кормчая книга (12 в.) в русском православии; Corpus juris canonici (1582) западного христианства; тафсир и фикх в исламе.
  11. В культурах, основанных на религии Писания, вокруг «ядра» основополагающих текстов вероучения складывается разнообразная и обширная литература переходного или смешанного, конфессионально-светского, характера. Церковные темы соединялись здесь с темами и задачами дидактики, полемики, историографии, филологии, естествознания и др. В качестве примеров произведений переходных жанров могут быть названы клерикальные сочинения по историографии религии и церкви (в христианстве эту традицию открывает 10-томная Церковная история Евсевия Кесарийского(ок. 260 ок. 350); святоотеческие Шестодневы (толкование трех первых глав из библейской Книги Бытия о том, как Бог в шесть дней создал мир; отсюда название  Шестоднев); мусульманские историко-биографические трактаты; церковно-светские полемические сочинения.

Приведенный перечень жанрово-тематических областей конфессиональной литературы является типолого-хронологическим. Прототип каждого жанра в том или ином виде содержится в Писании или Предании. Темы и жанры конфессиональной литературы заданы священными книгами, как бы вырастают из них и во многом определены этими основными текстами культуры. В религиях Писания учение не варьируется с легкостью, зато оно оказывается тем смысловым ядром, силовое поле которого порождает новые смыслы и новые тексты. Культура, в основании которой находится религия Писания, развивается в огромной зависимости от Писания – потому что требуются новые ответы на вопросы, поставленные Писанием; или появляется необходимость в уточнении правовых норм, продиктованных Писанием; или нуждаются в защите, истолковании или популяризации слова Писания» [13].

Совершенно иное дело – представленная на исследование литература. Она не является системой вышеуказанных основных письменных форм религиозной коммуникации, которые проявляются в истории отдельных традиций в типологически сходных жанрах; она, коротко говоря, не является религиозной литературой,  хотя и содержит отдельные фрагменты, касающиеся религиозной проблематики, а также ряд религиозных терминов (Бог, Творец, Высший Разум, религия, магия, душа, дух и др.). Анализируемые ниже религиозные термины в представленной литературе, как правило, трансформируются (подгоняются, приспосабливаются под ритмологию): либо, становясь второстепенными, играют вспомогательную роль, либо, приобретая новое значение, утрачивают полностью или частично  религиозный смысл:

 

 

Хотя в ритмологии, как видим, содержится достаточно много терминов, используемых в тех или иных религиях, но они, как правило, имеют более широкий смысл, чем в религиях, или вообще не имеют религиозного смысла. Отсутствие религиозного смысла имеется, например, в определениях души и тела человека. Сопоставим эти определения в религии и в ритмологии.

Душа человека в религии: «Совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям».[14]

Душа человека в ритмологии: «Оболочка вокруг тела, подверженная ощущениям перемещения других тел в поле энергии». (См. выше).

Дух человека в религии: «Дух человеческий имеет начало в Духе Божием»; «дух бессмертен… может существовать без связи с телом и душой»; «при жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой».[15]

Дух человека в ритмологии: «Независимая от собственных перемещений ось внутри тела, неизменная в энергиях часть». (См. выше).

Кроме того, приведенные в таблице религиозные термины не являются основополагающими и системообразующими в учении Е.Д.Марченко, то есть имеют второстепенное значение.

 

Вывод: Представленные для исследования книги и учебная литература по ритмологии, написанные Е.Д.Марченко,  не основываются ни на Священном Писании, ни на Священном Предании. Ритмология не складывается вокруг «ядра» основополагающих текстов того или иного вероучения, она не представляет собой литературу «переходного или смешанного, конфессионально-светского, характера». Она содержит лишь ряд  отдельных фрагментов, посвященных религиозной тематике, а религиозные термины в ней, как правило, трансформируются (подгоняются, приспосабливаются под ритмологию): либо, становясь второстепенными, играют вспомогательную роль, либо, приобретая новое значение, утрачивают полностью или частично  религиозный смысл.  

 

По третьей группе вопросов  я пришел к следующим ответам:

 

Вопрос 1: «Содержит ли представленная на исследование литература предписания или повеления совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, порядок их совершения? Если да, то каких?»

Ответ: Поскольку представленная на исследование литература не является ни религиозным учением, ни религиозной литературой, она не содержит ни предписания или повеления совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, ни порядок их совершения. 

Вопрос 2: «Содержит ли представленная на исследование литература предписания или повеления обучения концепции и  понятиям ритмологии, содержащимся в исследуемой литературе? Если да, то в какой форме?»

Ответ на этот вопрос содержится в предисловии к книге «Обо мне заботятся»: «Многие пришедшие на лекции профессора Е.Д.Марченко и столкнувшиеся со сложной понятийной структурой и непривычной для обычного разума концепцией неоднократно задавали нам вопрос: с чего начать обучение? Как освоить азы столь непростой науки? Наконец, мы можем им ответить – начните с программы «Ритмология для каждого»: с книг «Ничего случайного не бывает» и «Обо мне заботятся». Если же после прочтения этих книг вам покажется недостаточным материал, который, напоминаем, был составлен нами по книгам и лекциям Евдокии Дмитриевны Марченко, приглашаем вас воспользоваться первоисточником – тем огромным потенциалом, который содержится в книгах профессора Е.Д.Марченко, а также видео- и аудиоматериалами с записью её встреч и лекций. Уверены, что там вы найдете ответы на все волнующие вас вопросы. Надеемся, что освоение этого курса станет для вас лишь первым шагом на пути обретения себя, своей собственной счастливой жизни. Если при прочтении книги у вас возникли вопросы или появилась необходимость расширить список изучаемых тем, приглашаем вас посетить официальные сайты Института Ритмологии: www.irlem.ruwww.rithmology.info»[16]. Никаких иных предписаний или повелений обучения концепции и понятиям ритмологии в представленной для исследования литературе не приводится.

 

Вопрос 3: «Содержит ли представленная на исследование литература предписания или повеления воспитывать последователей ритмологии? Если да, то как?»

Ответ: Представленная на исследование литература не содержит предписания или повеления воспитывать последователей учения ритмологии. Данная литература   предоставляет последователям этого учения творить самих себя, предлагает организовывать предметно-событийный мир, опираясь на это учение. «Мы же, – говорится в книге «Сам творю»,  – предлагаем вам забыть о покорной обреченности и открыть для себя новую реальность под названием «Сам творю». Прочитав эту книгу, вы убедитесь, что организовать любое событие так же реально, как и то, что вы держите эту книгу в руках. «Сам творю» — это «волшебная палочка», которая научит вас тому, как договориться с природой и человеком, обрести здоровье на всех уровнях, организовать необходимую встречу и получить желаемый результат. Она расскажет о том, как убрать любые помехи и осуществить свои самые заветные желания. С этой книгой ваша жизнь наполнится новыми интересными событиями, которые вы сами же себе и организуете»[17]. Сама Е.Д.Марченко выполняет не функцию воспитателя, а создателя и учителя ритмологии (гуру).

 

Вывод: Представленная на исследование литература не содержит ни предписания или повеления совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний или порядок их совершения, ни предписания или повеления обучения концепции и  понятиям ритмологии, ни предписания или повеления воспитывать последователей ритмологии.

 Наконец, по четвертой группе вопросов, с той же скрупулезностью изучив      предоставленные мне материалы,  я пришел к следующим ответам:

Вопрос 1: «Можно ли характеризовать по принятой в религиоведческой науке типологии ритмологию как религиозную организацию/течение/направление? Если да, то как?»

Ответ: Хотя ритмология имеет определенную теософскую («рериховско-блаватскую») окраску, охарактеризовать ее по принятой в религиоведческой науке типологии как религиозную организацию/течение/направление не представляется возможным.

Вопрос 2: Правомерно ли называть представленную на исследование литературу сектантской, а Институт ритмологии Евдокии Марченко, являющийся структурным подразделением Международной организации «Радастеи», – сектой или тоталитарной сектой?

Ответ: Слова «секта», «тоталитарная секта», «сектантство» не являются научными терминами. Это ярлыки, привешиваемые рядом критиков своим оппонентам, принадлежащим к иным учениям или организациям.  Исходя же из трактовки слов «секта» и «сектантство» в русском языке, представленная на исследование литература не является сектантской, а Институт ритмологии Евдокии Марченко как структурное подразделение Международной организации «Радастеи» – это ни «секта», и ни, тем более, «тоталитарная секта».

Учение Е.Д.Марченко длительное время эволюционировало и имело разные названия: «Исцеление через духовность», «Знание Майтрейи», «Радастея». В процессе этой эволюции менялись также взгляды самой Е.Д.Марченко.  Вследствие этого она теперь не стремится тиражировать давно изданные книги или переиздает их под новыми названиями с хотя бы частичным изменением содержания (например, книга «Молитвы нового века» была переиздана под названием «Ритмы нового века»). Ее прежняя увлеченность Агни-Йогой, Живой Этикой, Тайной Доктриной постепенно сменялось контурами собственного учения, которое в настоящее время приобрело более или менее завершенный вид и основным содержанием которого стала ритмология. Именно этот термин дал название негосударственному научно-образовательному учреждению, созданному Е.Д.Марченко: Институт Ритмологии Евдокии Марченко (ИРЛЕМ), зарегистрированный 21 октября 2002 года Инспекцией МНС РФ № 6 по ЦАО г.Москвы за ОГРН 1027706011618, являющийся, согласно статьи 1 Устава, некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на удовлетворение потребностей человека в интеллектуальном, духовном, культурном и профессиональном развитии, создании оптимальных условий для самоопределения и самореализации личности, для эффективной реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права на образование.

В Уставе Института Ритмологии Евдокии Марченко отсутствуют какие-либо указания, упоминания или ссылки на преподавание религиозных дисциплин или религиозную деятельность. Цель создания, основные задачи и виды деятельности в Уставе института определяются так:

«Основной целью «Института» является создание необходимых условий для гарантированного получения Слушателями перспективной профессии в целях обеспечения уверенности в постоянно изменяющемся мире и достижения успеха в жизни на основе успешной реализации основных компетенций философии, психологии, экономики (выделено мною. – М.С.)

Основными задачами и направлениями «Института» являются:

—    удовлетворение потребностей слушателей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, формирование у них нового мышления, базирующегося на глубокой, отвечающей мировому уровню общегуманитарной подготовке, общепризнанных правовых и нравственных ценностях, способствующих наиболее полной самореализации выпускников «Института» в избранных ими сферах профессиональной деятельности в условиях современной цивилизации;

—    распространение социальных, экономических и иных знаний среди населения, способствующих формированию у граждан современных представлений о правовом государстве, сохранению и приумножению нравственных, культурных и научных ценностей общества;

В образовательной деятельности:

—   работа по профессиональной подготовке лиц, имеющих образование и желающих специализироваться по социальным и экономическим вопросам, как по профилю профессиональной деятельности, так и по всем другим сферам жизнедеятельности человека;

—   повышение квалификации для обновления теоретических и практических знаний специалистов, для углубленного изучения актуальных вопросов современности.

В научной деятельности в рамках указанных направлений «Институт»:

—   проводит фундаментальные исследования по актуальным вопросам социальной адаптации к современным условиям жизни;

—  апробирует результаты научных исследований;

           — разрабатывает методологические решения и оказывает консультативно-методоло­гическую помощь по их внедрению как на предприятиях и в организациях, так и в учебном процессе;

           — разрабатывает критерии оценки научных изысканий, с утверждением номенклатуры специальностей научных работников, по которым осуществляется подготовка и переподготовка специалистов высшей квалификации.

Издательская деятельность «Института»: производство и реализация печатной продукции (создание учебников, учебных пособий, работ научно-методического, учебного и справочно-методического характера, а также деятельность, связанная с изготовлением аудио- и видеоматериалов учебного характера.

Для достижения своих основных целей «Институт» может осуществлять иную деятельность, соответствующую целям создания «Института», в том числе дополнительные услуги в сфере образовательной деятельности, такие как разовые лекции, стажировки, семинары, а также оказание консультационной помощи, информационных, и иных услуг по вопросам, касающимся образовательных программ».

В Уставе Института ритмологии Евдокии Марченко говорится также о том, что формы повышения квалификации, профессиональной переподготовки устанавли­ваются с отрывом, без отрыва и с частичным отрывом от производства, что слушатель, выполнивший все требования учебного плана, допускается к итоговой аттестации, по результатам которой ему выдается документ о дополнительном профессиональном образовании.

Название должностей в Институте ритмологии Евдокии Марченко носит чисто светский характер: генеральный директор, директор по развитию, заместитель директора по обучающим и исследовательским проектам, методист, начальник (специалист) отдела исследований, руководитель проекта «Центры практической ритмологии», руководитель (координатор) проекта «Ритмология для каждого», руководитель (координатор) проекта «Знакоряд», руководитель  (координатор) проекта «Клуб ЗД-сбор»: региональное развитие», офис-менеджер, финансовый менеджер, системный администратор и т.п.

Указанные слова имеют лишь психологический, политологический, философско-культурологический, религиозный смысл и несут, как правило, негативный, отрицательный оттенок. Чтобы выяснить их значение, обратимся к словарям русского языка. Согласно Толковому словарю В.И.Даля, секта – братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь. По Толковому словарю С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, секта – религиозное течение (община), отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее; группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах; сектантство – общее название отделившихся от господствующей церкви религиозных течений, противоборствующей ей и образующих отдельные секты; общественная замкнутость и узость во взглядах, свойственные людям, ограничивающимся своими мелкими групповыми интересами; тоталитарный –  основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилием, уничтожением демократических свобод и прав личности. Исходя из значения указанных слов, становится очевидным фактом негодность данного А.Л.Дворкиным определения «тоталитарных сект», согласно которому они представляют собой «особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками»[18].

Не случайно российский религиовед, специалист по новым религиозным движениям, доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова  И.Я.Кантеров отмечает, что понятия «тоталитарная секта», а также «деструктивная секта» являются бессодержательными, поскольку в силу размытости определяющих характеристик «позволяют причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное учреждение»[19].

Научный подход требует, чтобы при определении чего-либо была решена следующая задача: выделена система признаков, общая и отличительная для предметов, обозначаемых термином, и были соблюдены правила логики[20].   Эта задача и правила явно не соблюдаются в справочнике «Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера»[21], в котором предпринимается попытка дать дефиниции этим словам и на который часто ссылаются ученые и писатели православного вероисповедания. Приведу из него примеры определения секты:

«Секта – 1) в общем смысле – объединение, организация, группа или любое иное сообщество лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, или безразличных, или противоречащих им; 2) в религиозном относительном смысле – любая группа верующих, отошедшая от какой-либо религии; 3) в православном абсолютном смысле – всякий культ, отсекающий себя от полноты общения с Богом, создавший, развивающий и распространяющий свое самовольное толкование этих отношений, поэтому находящийся вне благодати Божией; 4) в православном смысле – по отношению к Вселенской Православной Церкви, которая основана Самим Богом, секта – каждое религиозное объединение, действующее вне и против этой Церкви». Что такое «секта», так и остается неясно.

То, что многие православные авторы произвольно употребляют слово «секта», приведу в качестве подтверждения следующую цитату: «Все секты появились много позже Церкви Христовой. Секты пошли не от Христа и Апостолов, но выдумали их люди. Какая, когда и от кого секта пошла – известно, и на всякую можно выдать метрики. Латинство (1054), Лютеранство от Мартина Лютера (1517), Англиканство от короля Генриха (1539), Баптизм от Николая Шторка и Фомы Мюнцера (1521), Пашковщина от Якуба Шпенера (1705), В России от Пашкова (1870), Адвентизм от американца Вильяма Миллера (1831), Толстовщина от Льва Толстого (1881). Молоды все секты и всех их до тысячи; создали их люди, по научению дьявола»[22].

Итак, мы можем апеллировать только к толковым словарям В.И.Даля, С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. И ни под одно из значений слова «секта» Международная общественная организация «Радастея» не подходит: она не является братством, принявшим свое, отдельное учение о вере (никакого учения о вере в  «Радастеи»  не имеется); согласием, толком, расколом или ересью, религиозным течением (общиной), отделившимся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящим («Радастея»  не является разновидностью какого-либо религиозного направления, не является вероучением, отклонившимся от господствующих религиозных догматов, и не является религиозным течением, направленным против какой-либо конфессии или деноминации); группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах («Радастея» не является замкнутой организацией). Слово же «тоталитарный», как правило, относят к государству, к его полному господству над всеми сторонами жизни общества, связывают его с насилием, уничтожением демократических свобод и прав личности, созданием «железного занавеса», т.е. к «Радастеи» оно не применимо («Радастея» не является государством). Даже если использовать данное слово по отношению к каким-либо организациям, то оно не может быть применено к «Радастеи», так как в этой организации нет жесткого контроля или запретов на свободу мысли или действий[23]. В своих книгах Е.Д.Марченко недвусмысленно подчеркивает:

«В РАДАСТЕЕ ничего не запрещается, но всё объясняется – для многомерного выбора»[24];

«Наблюдайте за собой и делайте выводы»… «И когда это будет всё осмысленно, тогда делайте всё что хотите, но только понимайте, что вы делаете. Это самое главное»[25];

«Один из законов РАДАСТЕИ: вам разрешено всё, это на самом деле так. У нас нет резких ограниче­ний. Иногда, допустим, нас спрашивают: «Вы запре­щаете всем пить алкогольные напитки?» Я отвечаю так: «Я разрешаю всё, но каждый из наших обучаю­щихся знает: одна капля алкогольного напитка — и мозг скручивается, и две недели потом не разворачи­вается. Пожалуйста, пейте, мы не запрещаем»[26];

«В РАДАСТЕЕ вам не говорят «нельзя», вам говорят: «Только смотри на себя, что с тобой будет. Ты взял капельку алкоголя — и твой мозг тут же свернулся. Представляешь, ты его разво­рачивал долгие годы и от одной капельки спирта он тут же свернулся обратно. Смотри и выбирай, это твоё право. Или своё сердце, которое ты разворачи­вал долгие годы и старался, работал над собой — одна затяжка сигарет и тут же пойдёт скручивание всей генетической программы, то есть посмотри, как неравновесно всё идёт». И всё, и больше об этом не говорится»[27];

«Главная заповедь РАДАСТЕИ: «У нас можно всё, только будь естественным, не лги себе, веди себя так, чтобы понять самого себя». Это первое, что происходит с каждым существом, которое оказа­лось внутри пространства-времени, рождённого через Манну Небесную. Никто здесь не пытается тебя изучать, никто не пытается тебе ставить оценки, толь­ко посмотри на себя в собственное зеркало, ты дол­жен знать, кто ты в этом мире, сначала, а затем тебе будет распахнута дверь — и ты узнаешь, с какой целью ты пришёл в этот мир»[28].

Вывод: В нынешнем виде ритмологию можно  охарактеризовать как «пострериховское течение»[29], которое  нельзя отнести ни к религиозным организациям, ни к религиозному и ни к религиозно-философскому течениям или направлениям. Также не является ни религиозной организацией, ни религиозным учебным заведением Институт ритмологии Евдокии Марченко. Называть ритмологию «сектой» неправомерно.

Доктор философских наук, профессор

кафедры философии Московского

государственного строительного университета                                                Мезенцев С.Д.

13 мая 2009 года

Монографии – это концептуальные тексты; ритмы – это поэтические сборники; ритмология – сборники по материалам лекций; ритмика – это методические пособия.

[2] Термин «секта» и производные от него термины я употребляю в кавычках, так как они не являются научными.

[3] Основы научного атеизма: Учебник для средних специальных учебных заведений / Н.С.Гордиенко, Ю.И.Москалев, В.Н.Никитин и др. Под ред. Н.С.Гордиенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1989. С. 16.

[4] Основы религиоведения: Учебник / Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др. Под ред. И.Н.Яблокова. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2001. С. 46.

[5] Основы религиоведения: Учебник / Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др. Под ред. И.Н.Яблокова. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2001. С. 46-52, 76-82.

[6] Основы религиоведения: Учебник / Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др. Под ред. И.Н.Яблокова. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2001. С. 63-75.

[7] Определения одних и тех же терминов, используемых в ритмологии, подчас многообразны или различны, т.е. отличаются друг от друга в разных книгах. Ниже я привожу их общее содержание в соответствии с учением Е.Д.Марченко.

[8] Носителем Основного Луча и автором метода 7РО (ритма, ритмики, ритмологии, ритмического и ритмологического рисунков) является Евдокия Дмитриевна Марченко.

[9] «Знак – это подсказка или подсветка ситуации, в которой вы оказались. Подсветкой знак становится тогда, когда есть время для анализа и приема решения. Подсказка – знак, который помогает принять решение при отсутствии времени на раздумья. Знак – это событие, влияющее на жизнь, в случае подсказки. Знак – это событие, влияющее на Ленту Жизни, если это подсветка (Марченко Е.Д. Откровенное знакомство. Ч. 1. С. 43).

[10] Марченко Е.Д. Апофеоз. С. 103-104.

[11] Марченко Е.Д. Обо мне заботятся. С. 14-15.

[12] Марченко Е.Д. Обо мне заботятся. С. 107.

[13] См.: http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-1343.htm

[14] Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). О духе, душе и теле. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт; Русское зерцало, 1999. С. 95.

[15]  Там же.  С. 106, 96, 101.

[16] Марченко Е.Д. Обо мне заботятся. С. 11.

[17] Марченко Е.Д. Сам творю. С. 8.

[18]  http://ru.wikipedia.org/wiki         

[19]  Кантеров И. Я. Деструктивные», «тоталитарные»… и далее везде // Религия и право. 2002. № 1.

[20]  См.: Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2003. С. 151-168.

[21]  Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера. Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви.  Информационно-аналитический вестник №1. Белгород, 2002.

[22] Варжанский Н. Оружие правды. Москва, Паломник, 1991. С. 10.

[23] Хотя, конечно, какое-то число фанатиков, как и в любом учении,  среди ритмологов, наверняка, имеется.

[24] Марченко Е.Д. Нулевой репортаж. С. 72.

[25] Марченко Е.Д. Полное признание. С. 83.

[26] Марченко Е.Д. Радаст Страдастеи Грибной. С. 93.

[27] Марченко Е.Д. Радаст Страдастеи Ковбоя. С. 64.

[28] Марченко Е.Д. Радаст Страдастеи Ковбоя. С. 63.

[29] http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=36704

Источник: Религия и право (Славянский правовой центр): Экспертные заключения

Реклама