Коларж И. Я. «Время как объект науки»
/Таврический национальный Университет им. Вернадского/
This work about time as substances, evolution of concept of time: from ancient times to our days, inter discipline approach to study time as substance; practical application of knowledge’s about time, offered by professor E.D. Marchenko.
Эта работа о времени как субстанции, эволюция понятия времени: с древних времён до наших дней, междисциплинарный подход к изучению времени как субстанции; практическое применение знаний о времени, предложенное Е. Д. Марченко. Сегодня, пожалуй, одним из самых привычных понятий, а с другой стороны, самым загадочным и малоизученным понятием является время. Мы воспринимаем время как календарь, мы измеряем время часами, минутами, храним эталоны времени. Но так ли это на самом деле? И что всё-таки означает время? Человечество пытается разгадать загадку времени практически всю историю своего существования.
Наши представления о мире связаны с нашим сознанием. С другой стороны наши представления укладываются в систему: в мировоззрение или парадигму. Крушение парадигмы связано с появлением новых понятий, которые в нее не укладываются. Так происходит с понятием время и с попыткой изучить время и структурировать все известные знания о времени.
Чем же обусловлен интерес ко времени как таковому? По мнению доктора биологических наук Александра Левича: Наверное, одно из главных – это наш собственный внутренний интерес, потому что мы бренны, потому что наши дни не бесконечны. И потому, что есть внутреннее неприятие этой бренности. Осознаем мы это или нет, мы хотим узнать, почему, зачем, и, может быть, как ее избежать. Это интересно каждому из нас. Это интересно и науке, потому что, как мне кажется, при решении проблем естествознания, при решении фундаментальных вопросов, всегда приходилось изменять представления о времени. (9)
Этнографические и фольклорные исследования свидетельствуют, что фундаментальное понятие времени было неизвестно первобытным людям. Например, полинезийцы различают только “вчера” и “завтра”. А то, что выходит за эти рамки, сливается для них в “давно” и “после”. Первобытный охотник вписан в природу, и его жизнь подчинена ритму смены времен года. Но информационного значения этих изменений для него не существует. В тоже время первобытные земледельцы уже ведут счет сменяющимся временам года, и это помогает им вести хозяйство. Так, древние славяне считали время сезонами. Полный цикл смены сезонов назывался у них “лето”, а языческие праздники определяли ритм смены сезонных работ.(10 )
Философ древности Платон считал, что «время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно, если наступит для них распад; первообразом же для времени служит вечная природа, чтобы оно уподобилось ей, насколько возможно. Ибо первообраз есть то, что пребывает целую вечность, между тем как [отображение] возникло, есть и будет в продолжении целокупного времени. Такими были замысел и намерение бога относительно рождения времени; и вот, чтобы время родилось из разума и мысли бога, возникли Солнце, Луна и пять других светил, именуемых планетами, дабы определять и блюсти числа времени.» (2)
В 17-19-м веках представления о времени базировались на ньютоновском понятии абсолютного времени (и пространства) как неизменного и внешнего по отношению ко всем процессам и явлениям, условиям их существования. Время в таком случае оказывается как бы вместилищем (наряду с пространством) всякого материального бытия.(1)
В конце 19 века учёные обнаружили, что время – это четвёртая координата нашего трёхмерного пространства. «Все объекты нашего восприятия простираются и в четвертое измерение, так что трехмерные для нас объекты на самом деле четырехмерны… Все объекты четырехмерного пространства пребывают в абсолютном покое, воспринимающее же в нас начало непрестанно совершает несознаваемое нами движение в направлении четвертого измерения». (4)
Постепенно ученые приходили к выводу о том, что модель абсолютных математических пространства и времени не соответствует реальности. Намеки на это содержались в трудах Джона Локка, Жана-Ларона д’Аламбера, Жозефа Луи Лангража, Густава Фехнера. На заре XX века классическую механику Исаака Ньютона сменила общая теория относительности Альберта Эйнштейна с представлением о едином континууме пространства-времени.
Теперь время рассматривается не как внешнее, а как внутренне свойство самих явлений и процессов действительности.
Французский философ Анри Бергсон для описания времени ввел новое понятие “дление”. Дление включает в себя представление о перетекании времени из будущего в прошлое, от начала процесса к его концу. Эту мысль в дальнейшем развивала школа экзистенциализма, которая трактовала человеческую жизнь именно как дление во времени, переживание и проживание человеком своей жизни. Точно также Георг Зиммель определял сущность времени: “Время – это жизнь, если оставить в стороне ее содержание”. То есть, если для Н.И.Лобачевского время – это движение плюс информация, то для Г.Зиммеля – движение минус информация.
Многие учёные рассматривали относительность времени или ощущение времени человеком.
По мнению астронома Николая Александровича Козырева: Время – есть энергия события.
В. И. Вернадский считал, что рост научного знания быстро стирает различия между отдельными науками. Ученые все чаще специализируются не по наукам, а по проблемам. Это дает возможность сосредотачиваться и значительно глубже проникать в изучаемое явление, а кроме того позволяет охватывать его с различных позиций и точек зрения. Это и способствует изучению времени как субстанции. (8)
Александр Левич считает, что изучение времени не может быть научным занятием, раз сам объект не научен. Ведь у него нет такого важного для науки качества, как воспроизводимость. (9)
Следовательно, на сегодняшний момент необходимо не только разработать методы изучения времени, но и составить понятийный аппарат, характеризующий эту субстанцию, описывающий законы времени, его постулаты.
Время делится на календарное, относительное, абсолютное.
Ритмовремя, проходя в пространство, оставляет там свои знаки, которые есть рубежи ритма. Приёмником ритмовремени является мозг человека.
Под руководством профессора Евдокии Марченко начала формироваться новая система знаний – ритмология.
Ритмология является частью разработанного Е.Д.Марченко научного метода 7РО. Это метод «входа во время и прохода через время». (4) Благодаря разработанному методу, сам «человек способен управлять скоростью течения времени внутри собственного мозга: растягивать время и сокращать его по необходимости и за счёт этого управлять событиями своей собственной жизни, корректируя её длину и насыщенность, менять этот мир, перемещаться в прошлое или будущее, выходить в причины происходящего, меняя следствия».
Студенты института ритмологии под руководством Е.Д. Марченко накопили огромный опыт работы с субстанциями времени и ритмовремени. Накопленный теоретический и экспериментальный материал позволил доказать, что временем можно не только управлять, а время можно складывать и хранить. Хранилищем времени являются Ритмы. И каждый человек может пополнять запас времени и в нужный момент брать его из своих запасов, поскольку время может переходить в пространство, может переходить в информацию или энергию.
- — возможности мозга человека как приёмника времени;
- — возможности развития способностей человека введением в мозг дополнительного времени;
- — возможность коррекции собственной жизни введением времени в события или выведением из них для её осознания и улучшения.
- 1. А.В.Коганов. Время как объект науки.“Мир измерений”, № 2-3, 2002, с. 18-22.
- 2. Платон. Тимей // Соч. в 3-х тт. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. 38b–c.
- 3. Ю.Боргош Фома Аквинский. М., 1966, с. 150.
- 4. М.Аксенов О времени. Трансцендентально-кинетическая теория времени. Харьков, 1896.
- 5. Е.Д. Марченко. Ритмология об экономике и управлении.
- 6. Е.Д. Марченко. Тематический прояснитель. – С-Петербург. АЦ Радатс, 2009г.
- 7. Е.Д. Марченко. Откровенное знакомство часть 2.
- 8. Г.П Аксенов. В.И.Вернадский: на пути к абсолютному времени. Биологическое время-пространство в аспекте геологической вечности жизни
- 9. Интернет источник: Что есть время. Стенограмма программы «ГОРДОН» телеканала НТВ 16.07.03.
- 10. Интернет источник: А. Б. Гуларян. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРИРОДА ВРЕМЕНИ.
- 11. Время. Мозг. Пульт. Сб. тр. Ин-та Ритмологии. СПб.: Авторский Центр «Радатс», 2006г.- с. 104
Источник: http://www.sworld.com | Международный научный журнал